«Богоматерь и Апостол Иоанн Богослов (из композиции «Распятие с предстоящими»).
Новгород Великий, XVIII век.
«Распятие (Голгофский крест)».
XIX век.
«Богоматерь и Апостол Иоанн Богослов».
Дерево, резьба, левкас, темпера.
Реставрация 1940-х гг., НГМ.
«Распятие (Голгофский крест)».
Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.
Реставратор Гаврилов Н. А., ПИАХМЗ.
«Воскресение – Сошествие во ад с клеймами двунадесятых праздников».
XVIII век.
Дерево, левкас, темпера, серебрение, золочение.
Реставратор Ткачёва Н. М., ПИАХМЗ.
«Святой преподобный Александр Свирский».
Начало XVII века.
Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, позолота.
Реставратор Ткачёва Н. М., ПИХАМЗ.
«Святой благоверный князь Всеволод – Гавриил».
XVI-XVII вв.
Живопись XVI в., оклад XVII в. Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, позолота.
Реставратор Ткачёва Н. М., ПИХАМЗ.
Лицевое шитьё.
Вид декоративно-прикладного искусства, широко распространённый в эпоху Древней Руси и Средневековья. Лицевым его назвали потому, что с помощью иголки и цветных нитей изображаются святые или библейские сюжеты. В Х веке Русь принимает от Византии христианство как новую официальную религию и одновременно с этим приобщается к византийской культуре. Наряду с фресковой живописью, иконами, ткани являлись важным элементом убранства интерьера храма. Лицевым шитьём украшали облачения священнослужителей, хоругви (церковные знамёна), завесы царских врат, пелены, надгробные покровы с изображением святых, покровцы и воздухи, возлагаемые на потиры и дискосы при освящении Святых Даров.
Лицевое шитьё достигло на Руси необычайного расцвета. Шитьё для церкви считалось делом богоугодным, поэтому в каждом знатном доме, наряду с предметами обихода создавались храмовые предметы. Для этого кропотливого женского рукоделия отводились самые светлые комнаты – светлицы. Работами светлиц руководили хозяйки дома, которые, в большинстве случаев, сами были умелыми вышивальщицами. Многие светлицы (мастерские) в княжеских и боярских домах славились своими художественными работами. Особо искусные мастерицы трудились при женских монастырях и в царицыной мастерской палате, где создавались лучшие памятники золотошвейного искусства по рисункам царских иконописцев. Мастерицы проходили специальное обучение художественному шитью и к серьёзным заказам допускались, как правило, лишь после девяти лет обучения. Труд мастериц ценился необыкновенно высоко.
Кроме вышивальщиц в создании изделий участвовали художники – знаменщики. Они наносили рисунок на ткань – «знаменили». Над большими заказами трудились несколько художников. Лицевые изображения переносил иконописец; орнамент, называемый «травами», - травщик; надписи – словописец. Мастера-словописцы старались сделать надписи красивее, буквы соединялись одна с другой, как бы вязались, создавая нарядный узор, а весь текст, вышитый по кайме, создавал раму, придавая законченный вид всей композиции.
Фоном для вышивки служили привозные однотонные ткани, под которые для крепости подшивали холст и снизу шёлковую подкладку. Из тканей чаще всего использовали камку, тафту, атлас, реже – бархат и другие виды тканей. Кроме тканей использовались многоцветные шёлковые, серебряные, золотые нити, разновидностей которых было множество: пряденые, сканые (кручёные), волочёные (плоские) и пр. необходимо отметить, что с XIV века чистое золото встречается редко, его заменяет золочёное серебро, так называемые – золотные нити. Особенность металлизированных нитей не позволяла пронизывать их сквозь ткань, поэтому их накладывали на тканевую основу и закрепляли шёлковыми или льняными нитями – «прикрепами» в определённом порядке. Стёжки нитей создавали геометрические узоры: ромбы, прямоугольники, волнистые линии. Узоров насчитывалось более ста.
С XV века ведущее место занимали царицыны мастерские, во главе которых стояли великие княгини: Софья Палеолог, Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романовна Захарьина, Ирина Годунова. С конца XVI века сольвычегодские золотошвейные мастерские занимали ведущее место в «шевчем» искусстве Руси, а с середины XVII века изделия Строгановых превосходят все другие мастерские. Наивысшего расцвета они достигают при Анне Иоановне Строгановой и в период с 1651 по 1680 гг. они вкладывались и сохранялись в самых знаменитых храмах и монастырях: десятки пелен, воздухов, плащаниц, комплектов архиерейских и дьяконских облачений.
К концу XVII века, достигнув наивысшего подъёма и расцвета, художественное лицевое шитьё завершает своё развитие. Оно начинает подражать драгоценным окладам иконы, золотые нити застилают поверхность изделия, шёлком шьётся лишь личное. К концу XVIII и в XIX веке в шитье всё чаще применят краски, которыми прописываются лики и руки. Искусство церковного шитья постепенно приходит в упадок и уступает свои позиции светской вышивке. К концу XIX века светская вышивка практически заменила собой церковную.
«Воздух с изображением креста в центре».
XVIII век.
Лён, парча, позумент, серебряные нити (бахрома и кисти), канитель, аппликация.
Поступил из Государственного Эрмитажа в 1965 г.
Плащаница «Положение во гроб».
Середина XVI века.
Существует предание, что это произведение светлицы Анастасии Романовой (первой жены Ивана Грозного). Поступило в музей в 1925, происходит из церкви села Большое Загорье, вывезена И. Н. Ларионовым и А. И. Анисимовым.
Крашенина, камка, шёлковые, серебряные и золотые нити.
Реставрирована Москва ВХНРЦ в 1961 году, М. Л. Рябовой; Е. В. Семечкина (автор проекта и руководитель), К. О. Бочкова, Ю. Ю. Демидова (основная реставрация), Е. Н. Заварина (участие в завершающем этапе реставрации) 2018 г.
Покров. Святой Преподобный Варлаам Хутынский.
1541.
Новгород.
Происходит из Спасо-Преображенского Хутынского монастыря близ Новгорода. Вклад Марфы Богдановой Кураковой.
Лён, тафта, шёлковые и золотые нити, жемчуг и стекло.
Изображения Варлаама Хутынского, иисуса Христа в сегменте неба и надписи были смонтированы на новую основу (льняной холст, тафта) в 1960-х гг.
До 1942 г. покров находился в собрании Новгородского музея. В 1942 - 43 гг. был перемещён немецкими оккупантами в Псков. В Псковский музей-заповедник поступил в 1962 г. из церкви Варлаама Хутынского на Званице.
Реставрация: Государственный Русский музей, 2017 г.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: