- 7 -

Псков, Палаты Постникова.

Выставка "Лики прошлого. Возвращение".

2022 год.

 

«Богоматерь и Апостол Иоанн Богослов (из композиции «Распятие с предстоящими»).
Новгород Великий, XVIII век.
«Распятие (Голгофский крест)».
XIX век.

"Богоматерь и Апостол Иоанн Богослов (из композиции "Распятие с предстоящими"). Новгород Великий, XVIII век." Распятие (Голгофский крест)". XIX век.

«Богоматерь и Апостол Иоанн Богослов».

Дерево, резьба, левкас, темпера.

Реставрация 1940-х гг., НГМ.

 

«Распятие (Голгофский крест)».

Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.

Реставратор Гаврилов Н. А., ПИАХМЗ.

 

«Воскресение – Сошествие во ад с клеймами двунадесятых праздников».
XVIII век.

"Воскресение - Сошествие во ад с клеймами двунадесятых праздников". XVIII век.

Дерево, левкас, темпера, серебрение, золочение.

Реставратор Ткачёва Н. М., ПИАХМЗ.

 

«Святой преподобный Александр Свирский».
Начало XVII века.

"Святой преподобный Александр Свирский". Начало XVII века.

Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, позолота.

Реставратор Ткачёва Н. М., ПИХАМЗ.

 

«Святой благоверный князь Всеволод – Гавриил».
XVI-XVII вв.

"Святой благоверный князь Всеволод-Гавриил". XVI-XVII вв.

Живопись XVI в., оклад XVII в. Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, позолота.

Реставратор Ткачёва Н. М., ПИХАМЗ.

 

Псков, Палаты Постникова. Выставка "Лики прошлого. Возвращение". 2022 год.-10

Лицевое шитьё.

Вид декоративно-прикладного искусства, широко распространённый в эпоху Древней Руси и Средневековья. Лицевым его назвали потому, что с помощью иголки и цветных нитей изображаются святые или библейские сюжеты. В Х веке Русь принимает от Византии христианство как новую официальную религию и одновременно с этим приобщается к византийской культуре. Наряду с фресковой живописью, иконами, ткани являлись важным элементом убранства интерьера храма. Лицевым шитьём украшали облачения священнослужителей, хоругви (церковные знамёна), завесы царских врат, пелены, надгробные покровы с изображением святых, покровцы и воздухи, возлагаемые на потиры и дискосы при освящении Святых Даров.

Лицевое шитьё достигло на Руси необычайного расцвета. Шитьё для церкви считалось делом богоугодным, поэтому в каждом знатном доме, наряду с предметами обихода создавались храмовые предметы. Для этого кропотливого женского рукоделия отводились самые светлые комнаты – светлицы. Работами светлиц руководили хозяйки дома, которые, в большинстве случаев, сами были умелыми вышивальщицами. Многие светлицы (мастерские) в княжеских и боярских домах славились своими художественными работами. Особо искусные мастерицы трудились при женских монастырях и в царицыной мастерской палате, где создавались лучшие памятники золотошвейного искусства по рисункам царских иконописцев. Мастерицы проходили специальное обучение художественному шитью и к серьёзным заказам допускались, как правило, лишь после девяти лет обучения. Труд мастериц ценился необыкновенно высоко.

Кроме вышивальщиц в создании изделий участвовали художники – знаменщики. Они наносили рисунок на ткань – «знаменили». Над большими заказами трудились несколько художников. Лицевые изображения переносил иконописец; орнамент, называемый «травами», - травщик; надписи – словописец. Мастера-словописцы старались сделать надписи красивее, буквы соединялись одна с другой, как бы вязались, создавая нарядный узор, а весь текст, вышитый по кайме, создавал раму, придавая законченный вид всей композиции.

Фоном для вышивки служили привозные однотонные ткани, под которые для крепости подшивали холст и снизу шёлковую подкладку. Из тканей чаще всего использовали камку, тафту, атлас, реже – бархат и другие виды тканей. Кроме тканей использовались многоцветные шёлковые, серебряные, золотые нити, разновидностей которых было множество: пряденые, сканые (кручёные), волочёные (плоские) и пр. необходимо отметить, что с XIV века чистое золото встречается редко, его заменяет золочёное серебро, так называемые – золотные нити. Особенность металлизированных нитей не позволяла пронизывать их сквозь ткань, поэтому их накладывали на тканевую основу и закрепляли шёлковыми или льняными нитями – «прикрепами» в определённом порядке. Стёжки нитей создавали геометрические узоры: ромбы, прямоугольники, волнистые линии. Узоров насчитывалось более ста.

С XV века ведущее место занимали царицыны мастерские, во главе которых стояли великие княгини: Софья Палеолог, Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романовна Захарьина, Ирина Годунова. С конца XVI века сольвычегодские золотошвейные мастерские занимали ведущее место в «шевчем» искусстве Руси, а с середины XVII века изделия Строгановых превосходят все другие мастерские. Наивысшего расцвета они достигают при Анне Иоановне Строгановой и в период с 1651 по 1680 гг. они вкладывались и сохранялись в самых знаменитых храмах и монастырях: десятки пелен, воздухов, плащаниц, комплектов архиерейских и дьяконских облачений.

К концу XVII века, достигнув наивысшего подъёма и расцвета, художественное лицевое шитьё завершает своё развитие. Оно начинает подражать драгоценным окладам иконы, золотые нити застилают поверхность изделия, шёлком шьётся лишь личное. К концу XVIII и в XIX веке в шитье всё чаще применят краски, которыми прописываются лики и руки. Искусство церковного шитья постепенно приходит в упадок и уступает свои позиции светской вышивке. К концу XIX века светская вышивка практически заменила собой церковную.

 

«Воздух с изображением креста в центре».
XVIII век.

"Воздух с изображением креста в центре". XVIII век.

Лён, парча, позумент, серебряные нити (бахрома и кисти), канитель, аппликация.

Поступил из Государственного Эрмитажа в 1965 г.

 

Плащаница «Положение во гроб».
Середина XVI века.

Плащаница "Положение во гроб". Середина XVI века.

Существует предание, что это произведение светлицы Анастасии Романовой (первой жены Ивана Грозного). Поступило в музей в 1925, происходит из церкви села Большое Загорье, вывезена И. Н. Ларионовым и А. И. Анисимовым.

Крашенина, камка, шёлковые, серебряные и золотые нити.

Реставрирована Москва ВХНРЦ в 1961 году, М. Л. Рябовой; Е. В. Семечкина (автор проекта и руководитель), К. О. Бочкова, Ю. Ю. Демидова (основная реставрация), Е. Н. Заварина (участие в завершающем этапе реставрации) 2018 г.

 

Покров. Святой Преподобный Варлаам Хутынский.
1541.
Новгород.

Покров. Святой Преподобный Варлаам Хутынский. 1541. Новгород.

Происходит из Спасо-Преображенского Хутынского монастыря близ Новгорода. Вклад Марфы Богдановой Кураковой.

Лён, тафта, шёлковые и золотые нити, жемчуг и стекло.

Изображения Варлаама Хутынского, иисуса Христа в сегменте неба и надписи были смонтированы на новую основу (льняной холст, тафта) в 1960-х гг.

До 1942 г. покров находился в собрании Новгородского музея. В 1942 - 43 гг. был перемещён немецкими оккупантами в Псков. В Псковский музей-заповедник поступил в 1962 г. из церкви Варлаама Хутынского на Званице.

Реставрация: Государственный Русский музей, 2017 г.

 

Покров. Святой Преподобный Варлаам Хутынский. 1541. Новгород.-2

 

Покров. Святой Преподобный Варлаам Хутынский. 1541. Новгород.-3

 

Покров. Святой Преподобный Варлаам Хутынский. 1541. Новгород.-4

 

1 2 3 4 5 6 ...

 

ПСКОВ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: